В этом году свое сорокалетие празднует один из самых интересных объектов итальянского дизайна – знаменитое кресло Sacco, придуманное в 1968 году дизайнерами Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро (на фото справа) и выпущенное в производство компанией Zanotta. За эти годы отпраздновано множество юбилеев, проведено несметное число выставок и ярмарок, сменено бесчисленное разнообразие обивок и расцветок, получено большое количество престижных призов и наград. И все это время Sacco оставалось одним из самых популярных предметов мебели во всем мире. Из четырех свидетелей рождения кресла (четвертый – Aurelio Zanotta), ставшего классикой дизайна 20 века, только Пьеро Гатти дожил до 40-летия своего создания. Компания Zanotta запланировала провести в этом году разнообразные мероприятия, посвященные юбилею.
Сейчас кажется неправдоподобным, что этой забавной вещицей дизайнеры выражали вполне определенные представления о дизайне нового поколения дизайнеров – представителей, так называемого, "антидизайна" - движения в итальянском дизайне 60-х годов. Представители "антидизайна" исключительно критически относились к развитию современных технологий и потребительскому настроению, поэтому они утверждали теорию «бегства» и через провокационные действия хотели показать, что логическое развитие рационализма ведет к абсурду. Радикально настроенная молодежь искала новые альтернативные формы. В итоге она предпочла делать «дизайн без предметов» – дизайн поведения, отказавшись от канонических методов проектирования и заменив их игрой. Классическим образцом "антидизайна" как раз и стало кресло-мешок "Sacco". Несмотря на "антидизайнерские" декларации, с точки зрения выполнения главной функции — удобно сидеть, кресло-мешок безупречно. Кожаная оболочка не туго наполнена пластмассовыми гранулами. Наполнитель легко принимает форму, удобную для сидящего, и столь же услужливо меняет ее для следующего пользователя. Первоначально кресло-мешок было задумано розового цвета, в наши дни его можно найти практически любой расцветки. Уникальность этой мебели и причина ее популярности, прежде всего, в оригинальном дизайне и удобстве: кресло полностью повторяет контуры тела и дарит ни с чем не сравнимое ощущение удобства и расслабления, которое недостижимо мебели стандартных форм.
|